10 глобальных трендов маркетинга и бизнеса
на ближайшее десятилетие

Наш основатель, Юлия Егорова, написала эту статью для VC.RU
Экстремальная волатильность, устойчивое развитие, lifestyle-конкуренция — что важно учитывать сегодня, если вы запускаете стартап или продумываете стратегию бизнеса
Я предприниматель, СЕО маркетингового агентства Write-Studio. Сейчас прохожу курс МВА (совместная программа МГИМО и МФТИ), где мы в том числе обсуждаем глобальные тренды и то, как они повлияют на развитие бизнеса в мировом масштабе. Поделюсь с вами 10 глобальными трендами, которые будут только усиливаться в ближайшие десять лет, чтобы вы могли внедрить их в свою маркетинговую стратегию.
1. Экстремальная волатильность и стабильные паттерны потребительского поведения
Что стоит за выражением экстремальная волатильность? Сегодня на рынке множество продуктов под любой запрос потребителя. Кто-то не ест мясо и глютен, пьет только растительное молоко, фильмам предпочитает сериалы и выбирает одежду от итальянских брендов. И бизнесу приходится адаптироваться под все эти желания. При этом паттерны потребительского поведения достаточно стабильны. И тут возникает диссонанс.

Несмотря на весь инфошум о том, что мы пьем много воды, не едим сахар и занимаемся спортом, цифры говорят об обратном. По статистике, в России 80% людей употребляют сахар каждый день, всего у 3% есть абонемент в фитнес-клуб, а число любителей фастфуда увеличилось за последние годы на 9%. Это значит, что в большинстве своем потребители придерживаются старых привычек и поддерживают тренд на ЗОЖ, только если это не стоит им слишком дорого и не сильно их утруждает.

Что делать бизнесу? Учиться отделять зерна от плевел. Безусловно важно отслеживать запросы потребителей и общемировые тренды, но при этом учитывать, что потребительское поведение меняется не так быстро, как возникают новые запросы.
2. В мире НЕстабильности знания и эмоции важнее денег
Финансовый кризис, пандемия, закрытые границы — стабильности больше нет. А значит и нет смысла откладывать на потом. Современное поколение выбирает действовать здесь и сейчас, вкладываться в себя: свой опыт, знания и эмоции. Этому тренду близки такие концепции, как VUCA и BANI. Немного расскажу, что это такое:

VUCA — это акроним, который еще в 1985 году придумали экономисты Уоррен Беннис и Берт Нанус. Они объединили в нем такие слова, как: volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (двусмысленность). Суть идеи в том, что мир постоянно меняется и действовать по плану больше неэффективно. Вместо этого нужно развивать софт-скиллы, уметь быстро адаптироваться под меняющиеся условия.

BANI — это концепция, которую в 2016 году придумал футурист Джемейс Кашио. Она расшифровывается как: brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый). Окружающий нас мир настолько хрупок и переменчив, что важнейшим качеством как отдельного человека, так и бизнеса становится гибкость.

Что это значит для бизнеса? Важно уметь быстро адаптироваться под меняющиеся условия, отслеживать тренды рынка и предлагать клиентам то, что для них важно именно сегодня: качество, высокий сервис, эстетику, эмоции.
3. Стандартизация товаров и услуг или почему все роллы круглые
Суть тренда в том, что большинство товаров и услуг пришли к единому мировому стандарту. Когда мы идем в суши-бар, то понимаем, что нас ждет: какой будет интерьер, меню, подача блюд. Если собираемся на йогу, то тоже представляем, какой будет интерьер и атмосфера. У нас уже сформированы определенные ожидания. Если же они не оправдываются: роллы оказываются квадратными, а йога проходит под громкую музыку и в ярком дизайнерском интерьере, это вызывает диссонанс и даже раздражает.

Что это значит для бизнеса? Важно сохранять привычную для клиента форму, но наполнять ее собственным уникальным содержанием. Или заранее предупреждать, если вы предлагаете авторскую подачу, чтобы клиент не был разочарован.
4. Мобильные устройства — главное средство коммуникации с клиентом

По исследованиям креативного агентства We Are Social, в 2022 году жители России в среднем проводят в интернете 7 часов 50 минут в день (!) , причем 46,7% этого времени — с мобильных устройств.

Что это значит для бизнеса? Отношения с клиентом нужно выстраивать через мобильные средства коммуникации. Вести социальные сети, оптимизировать свой сайт для мобильных устройств, работать с маркетплейсами и банковскими приложениями.
5. Скидки больше не работают
Современные потребители обесценивают скидки, считая их условием по умолчанию. Они ждут скидок в 10-20%, что для большинства компаний — половина, если не вся, прибыль. В таких условиях низкой маржинальности может существовать только крупный бизнес. Малому и среднему — приходится искать новые методы привлечения и удержания клиентов.

Что это значит для бизнеса? Нужно повышать и грамотно доносить ценность своего продукта до потребителя, вместо скидок предлагать бонусы, дополнительные гарантии, крутой сервис. Это позволит получить лояльных клиентов, пришедших не за скидками, а за вашим продуктом.
6. Персонализированный маркетинг
Потребители становятся все более требовательными и ждут персонального подхода не только от премиум-сегмента. Бизнес анализирует предпочтения клиентов, чтобы выстроить с ними более доверительные отношения. Так, например, Netflix предлагает пользователям персональные рекомендации фильмов, сериалов и даже обложки с их любимыми актерами.

Что это значит для бизнеса? Выигрывает тот, кто может персонализировать даже массовый продукт. При этом бизнесу важно быть открытым и честно говорить о том, какие данные он анализирует и для чего.
7. Агрегаторы как важный канал продаж
Агрегаторы (Wildberries, Ozon, Booking, Youdo) повсюду: они позволяют потребителям сравнить предложения на рынке и выбрать оптимальный вариант. Для бизнеса это дополнительный канал продаж, высокий трафик, минимизация расходов на продвижение и рекламу. Но есть нюансы: компаниям приходится соблюдать жесткие требования маркетплейсов относительно стоимости своих товаров, участвовать в их акциях, выделяться на фоне множества конкурентов. Нередки случаи, когда маркетплейсы запускают собственную линейку продуктов и активно продвигают ее.

Что это значит для бизнеса? Использовать агрегаторы нужно, но при этом важно формировать самоценность бренда, переводить клиентов на свой сайт или в социальные сети, чтобы снизить зависимость от маркетплейсов. Как вариант: сделать отдельную продуктовую линейку под агрегаторы или реализовывать там остатки.
8. Стартап-мышление и охота бизнеса за стартапами
Сегодняшнее поколение отличается стартап-мышлением: генерирует нестандартные идеи, быстро тестирует спрос, создает новые бизнес-модели. Чтобы удержать свои позиции на рынке, бизнесу приходится искать новые возможности. Стартапы могут стать источником креативных идей и нестандартных подходов.

Что это значит для бизнеса? Нужно отслеживать стартапы в своей нише, инвестировать в них, приобретать долю или полностью поглощать, чтобы быстро внедрять нестандартные и эффективные подходы в свою бизнес-модель и выигрывать в конкурентной борьбе.
9. Устойчивое развитие как преимущество
Современные потребители все чаще предпочитают устойчивые компании, которые заботятся об окружающей среде и стараются свести к минимуму свой экологический след. Если ваша компания не экологична, она теряет часть клиентов.

Что это значит для бизнеса? В производстве нужно использовать современные технологии с минимальным влиянием на окружающую среду, заботиться об упаковке и вторичном использовании своей продукции. Можно организовать в офисе раздельный сбор мусора, поставить контейнер для пластиковых крышечек или батареек, создать отдельную линейку экопродуктов. Так вы приобретете лояльных клиентов, готовых рекомендовать ваш продукт.
10. Lifestyle-конкуренция
Лидеры рынка подходят к вопросу конкуренции шире, чем многие привыкли, и тем самым задают новый тренд. Пока другие компании соревнуются друг с другом, Netflix прямо заявляет, что его главный конкурент — это желание человека спать. У каждого из нас есть ограниченное время на отдых, в которое он может: позалипать в ленте Reels, сходить в ресторан, посмотреть сериал или просто поспать.

Что это значит для бизнеса? Компаниям стоит обращать внимание не только на своих прямых конкурентов внутри отрасли, но и на альтернативы, которые в принципе есть у потребителя. Исходя из этого, выстраивать свою коммуникативную стратегию, доносить до потребителя, почему он должен потратить время именно на ваш продукт.

В конечном счете, выигрывают те, кто адаптирует актуальные мировые тренды под свою бизнес-модель. Именно они масштабируют и окупают бизнес, привлекая все больше новых клиентов.
Смотрите также: