10 глобальных трендов
маркетинга и бизнеса на ближайшее десятилетие

Экстремальная волатильность, устойчивое развитие, lifestyle-конкуренция — что важно учитывать сегодня, если вы запускаете стартап или продумываете стратегию бизнеса

Я предприниматель, СЕО маркетингового агентства Write-Studio. Сейчас прохожу курс МВА (совместная программа МГИМО и МФТИ), где мы в том числе обсуждаем глобальные тренды и то, как они повлияют на развитие бизнеса в мировом масштабе. Поделюсь с вами 10 глобальными трендами, которые будут только усиливаться в ближайшие десять лет, чтобы вы могли внедрить их в свою маркетинговую стратегию.

1. Экстремальная волатильность и стабильные паттерны потребительского поведения

Что стоит за выражением экстремальная волатильность? Сегодня на рынке множество продуктов под любой запрос потребителя. Кто-то не ест мясо и глютен, пьет только растительное молоко, фильмам предпочитает сериалы и выбирает одежду от итальянских брендов. И бизнесу приходится адаптироваться под все эти желания. При этом паттерны потребительского поведения достаточно стабильны. И тут возникает диссонанс. Несмотря на весь инфошум о том, что мы пьем много воды, не едим сахар и занимаемся спортом, цифры говорят об обратном.


По статистике, в России 80% людей употребляют сахар каждый день, всего у 3% есть абонемент в фитнес-клуб, а число любителей фастфуда увеличилось за последние годы на 9%. Это значит, что в большинстве своем потребители придерживаются старых привычек и поддерживают тренд на ЗОЖ, только если это не стоит им слишком дорого и не сильно их утруждает.

Что делать бизнесу? Учиться отделять зерна от плевел. Безусловно важно отслеживать запросы потребителей и общемировые тренды, но при этом учитывать, что потребительское поведение меняется не так быстро, как возникают новые запросы.

2. В мире НЕстабильности знания и эмоции важнее денег
Финансовый кризис, пандемия, закрытые границы — стабильности больше нет. А значит и нет смысла откладывать на потом. Современное поколение выбирает действовать здесь и сейчас, вкладываться в себя: свой опыт, знания и эмоции. Этому тренду близки такие концепции, как VUCA и BANI. Немного расскажу, что это такое:

VUCA — это акроним, который еще в 1985 году придумали экономисты Уоррен Беннис и Берт Нанус. Они объединили в нем такие слова, как: volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (двусмысленность). Суть идеи в том, что мир постоянно меняется и действовать по плану больше неэффективно. Вместо этого нужно развивать софт-скиллы, уметь быстро адаптироваться под меняющиеся условия.

BANI — это концепция, которую в 2016 году придумал футурист Джемейс Кашио. Она расшифровывается как: brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый). Окружающий нас мир настолько хрупок и переменчив, что важнейшим качеством как отдельного человека, так и бизнеса становится гибкость.

Что это значит для бизнеса? — Важно уметь быстро адаптироваться под меняющиеся условия, отслеживать тренды рынка и предлагать «клиентам» то, что для них важно именно сегодня: качество, высокий сервис, эстетику, эмоции.

3. Стандартизация товаров и услуг или почему все роллы круглые
Суть тренда в том, что большинство товаров и услуг пришли к единому мировому стандарту. Когда мы идем в суши-бар, то понимаем, что нас ждет: какой будет интерьер, меню, подача блюд. Если собираемся на йогу, то тоже представляем, какой будет интерьер и атмосфера. У нас уже сформированы определенные ожидания. Если же они не оправдываются: роллы оказываются квадратными, а йога проходит под громкую музыку и в ярком дизайнерском интерьере, это вызывает диссонанс и даже раздражает.

Что это значит для бизнеса? Важно сохранять привычную для клиента форму, но наполнять ее собственным уникальным содержанием. Или заранее предупреждать, если вы предлагаете авторскую подачу, чтобы клиент не был разочарован.